вторник, 22 мая 2012 г.

Говорит мастер, художник кукол, Юрате Ясявичиене...

Важно знать каждому творческому человеку:

сайт - "Лавка кукольного мастера"


Интервью с Юрате Ясявичиене. "Себя надо уважать"

Валерия Корсакова Мастерам и новичкам Статьи и интервью
Юрате Ясявичиене
Этим летом в галерее Вадима Зверева прошла персональная выставка Юрате Ясявичиене «Виды любви». Юрате не частый гость широкомасштабных выставочных площадок, так как творит только по своему расписанию. Тем ценнее было увидеть ее неповторимых кукол в камерном варианте галереи.
А чуть позже осенью Юрате провела мастер-классы по текстильной кукле в Москве и по кукле из папер-клея в Санкт-Петербурге. Питерский курс собрал слушателей в Школе авторской куклы на три дня с 5 по 7 октября и подарил нам возможность еще раз пообщаться с этим удивительным мастером и интересным человеком.

Интервью и работы Юрате... 

Валерия Корсакова: Скажите, Юрате, проведя мастер-классы в Москве и Петербурге, заметили ли Вы разницу в слушателях?
Юрате Ясявичиене: Ничего не могу сказать, так как я вела разные мастер-классы. Все ученики и там и там очень усидчивые. На московских мастер-классах было больше вопросов просто потому, что с текстилем работать труднее, чем с папер-клеем. Всякие нюансы надо было повторять и повторять. Тут мы очень легко сели и работали, так как девушки уже знали, что такое папер-клей. Моя техника работы с ним труднее, поэтому мы, может, работали немного медленнее, но все нормально.
В.К.: Можно ли сказать, что так называемый «петербургский стиль» прослеживается даже в работах учеников?
Ю.Я.: Да, питерцы, как и литовцы, любят не такие яркие тона, не таких ярких персонажей, не карнавальные вещи. Это видно и по мастерам, и по ученикам уже даже по выбору текстиля для куклы. Намного роднее цвета и настроение. Московские куклы и персонажи чуть-чуть ярче. Питерские спокойнее. Так что питерский стиль действительно виден.
В.К.: Художники-кукольники все чаще стали обращаться к литьевым пластикам, подразумевающим формовку, иначе говоря «молд». А Вам не хотелось бы попробовать себя в этом направлении?
Ю.Я.: Даже не тянет. Потому что каждая кукла для меня должна быть одной единственной такой. И как человек есть один единственный в мире, так и кукла должна быть одной единственной. Для меня просто не интересно делать отливки. Творчество кончается тогда,  когда ты создаешь форму. Это уже начинается ремесло. Поэтому отливки не для меня.
В.К.: Знакомство с питерскими слушателями и с городом зародило какие-то новые идеи для будущих кукол?
Ю.Я.: Я сейчас работаю над новыми куклами, но за время мастер-класса пока новых идей не появилось. Надо сесть в поезд и все спокойно обдумать. Город в этот раз мне посмотреть не удалось, но я видела его летом. Петербург похож на Венецию. Здесь другое настроение. Москва суетливая, а тут люди расслабленней.
Алиса Баженкова: А не задумывались над тем, чтобы выпустить свое учебное пособие?
Ю.Я.: Думаю, в будущем, когда я стану гуру, тогда выпущу свой учебник. Пока мне и так есть чем заниматься. Надо идти вперед. Надо искать что-то новое в технике. Искать и искать.
А.Б.: А откуда к Юрате приходит вдохновение?
Ю.Я.: Ко мне оно приходит с неба. Специально я его не ищу и вам не советую. Если не идет, то отложите спокойно. Найдете через пару месяцев. Это должно прийти просто, без напряжения. Иногда я замечаю что-то на улице: какой-то знак, выражение лица человека, жест. Иногда что-то подсказывает кусок ткани. Просто если вы стараетесь и напрягаетесь, то это верный знак, что этого вам делать не надо.  
В.К.: Делаете ли Вы эскизы перед началом работы?
Ю.Я.: Нет. Мне не надо. Если я знаю, то знаю и работаю. Но это становится возможным тогда, когда много лет работаешь. Тогда ты просто не напрягаешься. Главное - не начинайте думать о деньгах. Когда сделаешь куклу, то она спокойно найдет свой дом. Выставка – продажа – за 2 недели сделал новую куклу – продал. Такой путь испортит вас как творцов. Это не тот путь.  Есть я, и я хочу это делать. Не успел - не поехал на выставку. Деньги придут сами. Уважайте себя. Не показывайте то, что вам не нравится. Спокойно работайте. Вы должны быть индивидуалистами. Никакие клубы и объединения вас не вытянут, не спасут. Вы должны быть сильными и делать то, что вы хотите. Это очень видно по работам. Это ты один на один со своим творчеством, и этого не надо бояться.
Юрате Ясявичиене
                      
Юрате Ясявичиене: Когда я узнала о девушке из Архангельска, которая ждет мастер-класс с лета, меня так это задело. Я сказала, что поеду из-за этого человека. Ведь это не просто, как сходить на мастер-класс в своем городе. Надо очень сильно хотеть научиться, чтобы ждать так долго и ехать сутки на поезде. Это настолько искренне. Видно, что человек хочет научиться и это ему очень надо. И если на мастер-классе есть хотя бы пара таких жадных глаз, в которых есть желание узнать то, что мастер дает, то и ученику легко работать, и мастеру легко работать, отдавать. Занятия проходят продуктивно. И ты работаешь для одной пары глаз. Вот бывает 10 человек в группе, а говоришь словно в стенку. Всегда чувствуешь энергетику от людей. И она тут была.
Энергетика действительно была и это чувствовалось, но даже ее не хватило, чтобы все успели сделать кукол за три дня. Этого и не требовалось. В итоге, получив от Юрате подробные наставления для дальнейшей работы, девушки договорились встретиться через пару недель здесь же в Школе с законченными результатами своих трудов. На эту встречу будут приглашены все желающие, чтобы за чашкой чая посмотреть на доделанных кукол и лично расспросить всех участников мастер-класса об оставшихся впечатлениях.
Но самое важное и ценное Юрате сказала в самом конце, на прощанье. В этих словах кроется невидимая часть секрета ее успеха, которая может стать и вашей. Смысл этих слов известен нам - художникам – давно, да только следовать им порой не так уж и просто. Это прозвучало для нескольких людей, собравшихся в последний день мастер-класса, но мне бы хотелось, чтобы их услышали и вы.
Юрате Ясявичиене: Творить надо только тогда, когда вы хотите. Не пытайтесь сразу же после мастер-класса что срочно начать делать. Оставьте. Пусть это сложится слоями, чтобы вы почувствовали, хотите ли вы этого или нет. Может это не ваше. Не ваша техника, роспись не ваша. Но я надеюсь, что для большинства это будет не так.
Просто творите свои куклы, а кто что вам будет говорить – это не важно. Важно то, что вы делаете – делаете так, как вам нравится. Красиво не красиво, криво-шниво… ну и что? Если все в вас говорит, что это вам надо, значит так надо. Делайте так, как вам надо, как сердце говорит. Тогда будет кайф.
Дело не в текстиле, не в чем-то другом. Ищите то, чему вы скажете ДА. Не важно, что там: выставки не выставки, комиссии не комиссии. Вы делаете для себя. В первую очередь работайте только для себя. И тогда мир вас увидит. Увидит вас и ваши куклы. Только вас. Не куклы по Юрате.
А мастер дает что? Только знания. Все равно вы будет выбирать другие тона, находить другие цвета в лице. И все. Я очень желаю, чтобы вы так работали и чтоб не боялись. Не бойтесь работать. Это счастье, когда ты можешь позволить себе быть свободным во всем.
Когда ты творишь - ты играешь. Играешь в то, во что хочешь, и эту игру выбираешь только ты. Если ты будешь работать под заказчиками, под выставками, под тем, что модно - ты никогда ничего не сотворишь. Это не главное. Главное - как ты чувствуешь себя, когда делаешь то, что ты хочешь. Когда ты свободен, люди это чувствуют. По твоим работам видно, что ты высказался. Так ты говоришь с миром. Ты так его видишь. Берите и кушайте, не нравится - не кушайте. Все. Не надо потакать никому. Желаю вам быть свободными
.

8 комментариев:

  1. Очень хорошо написано! спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне приятно, что статья пригодилась... Творческих успехов Вам!

      Удалить
    2. спасибо еще раз, хоть я и не кукольница, но размышления об отношении к своему творчеству не как ремеслу, очень близки мне сейчас по духу :)

      Удалить
    3. Да, все, что говорит Юрате, касается всех сфер творчества, конечно же каждому человеку надо подходить к своему делу как к сокровищу... но к сожалению часто и густо, то ли в силу обстоятельств, то ли от нежелания понять что такое творчество и кто такой художник (не обязательно он должен работать кисточкой и красками) ...

      Удалить
  2. отличное интервью! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что статья оказалась нужной Вам... Вдохновения и творческих свершений!

      Удалить
  3. Олеся, спасибо большое! Замечательный мастер и слова ее о свободе. Самое интересное, что, когда читала подчеркнутое тобой "и мир вас увидит", я прочла "и мир вас удивит". И мне кажется в этой моей ошибке - знак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, ты права... мир и увидит нас и удивит , когда мы будем оставаться сами собой и будем правильно расставлять приоритеты..., а свобода всегда ценна и нет ее дороже...

      Удалить